Арттерапия,
«исцеляющее искусство», продолжает свое триумфальное шествие по миру,
завоевывая все новые и новые пространства. Помимо психотерапевтов и психиатров,
стоящих у истоков, этот метод в своей работе стали широко использовать
педагоги, дефектологи, реабилитологи,
кардиологи, маркетологи и многие другие. Арттерапия не имеет ограничений по
возрасту и состоянию человека. Зарекомендовав себя с положительной стороны и
получив в последние годы научные объяснения своей эффективности, терапия
творчеством вышла за рамки кабинетов
специалистов. В своих статьях мы расскажем, как можно использовать арттерапию (или
хобби-терапию) в «домашних условиях» для самопомощи и помощи близким.
Арттерапия для
непсихологов. Помощь при детском энурезе.
Энурез у детей
(непроизвольное мочеиспускание) – достаточно распространенный повод обращения
родителей к психологу. Причин у этого
состояния много, и прежде чем предполагать исключительно психологические проблемы
у ребенка, требуется обследование у целого спектра специалистов: педиатр,
уролог, нефролог, психиатр, невролог, нейропсихолог, отоларинголог,
эндокринолог. Если они исключают все
возможные заболевания, способные вызвать энурез
- то в дело вступает детский психолог
или психотерапевт. Зачастую лечение проходит комплексно у нескольких
специалистов одновременно.
Если диагностирован
энурез и ведется лечение – то параллельное обращение к психологу желательно в любом
случае, так как сам по себе энурез является для ребенка психотравмирующим
фактором и ухудшает его психологическое состояние, независимо от причины его
возникновения.
Что же могут делать
родители сами, чтобы способствовать скорейшему исцелению ребенка? Как можно
использовать хобби-терапию в таком случае?
Приведем пример
консультирования родителей мальчика, страдающего энурезом с 2 лет.
Пишет мама
мальчика (орфография автора сохранена):
«Сыну 8 лет.
Ночной энурез, психи, когда пытаешься заставить убраться или делать уроки,
множество страхов, ночные кошмары и слезливость, если его обидели. В школе он
тихий и примерный мальчик с идеальным поведением. Дома он носится, прыгает,
орет и абсолютно меня не слушается. Кстати не только меня, но и бабушек с
папой.
Оценок в
первом классе нет, но учится сын плохо. Вроде и соображает, но ленится. Почерк
у него ужасный. Прописи очень сложно заставить писать. Читать не любит. Математика
нравится, но если что-то не получается,
начинает ныть, швыряет ручку, может сесть на пол, орет, ноет, может
начать дергаться всем телом (не знаю как правильно описать), говорит я сейчас
порву учебник, я уничтожу эту тетрадь, я выкину эти прописи, я разобью планшет
и т п. Во всем виноват кто-то, но только не он сам.
Вот пишу это все и понимаю, что у нас огромные
проблемы. Сын постоянно просит поиграть с ним, а я... я ссылаюсь на занятость
или говорю, что со мной в детстве никто не играл и не занимался. На самом деле
я не знаю, как играть и во что играть с сыном. Могу почитать книжку. Я
пробовала строить с ним из конструктора,
но мне откровенно скучно и совсем не хочется это делать. С сестрой сын играет,
что-то придумывает сам. Они идут в поход, они пираты и т п.
Муж с детьми
не занимается вообще. Было много конфликтов на эту тему. Говорит, ну не могу я
с ним заниматься, бесит он меня своим отношением, психами. Они не ладят вообще.
Каждый занят своими делами.
Моя манера
общения с детьми (знаю, что это очень неправильно, но не знаю как прекратить
так реагировать, крик сам вырывается прежде чем я подумать успеваю), любое
плохое поведение, непослушание - я ору. Причем редко могу гаркнуть так, что сын
плакать начинает и трястись. Говорит, ты так орешь, что я тебя боюсь. Это
отрезвляет, но не надолго.
Теперь о конкретно энурезе и ночных кошмарах.
В 1,5 года сын был полностью приучен к горшку. В 2 мы пошли в сад. Пошли очень
тяжело. Период адаптации так и не прошел. Сын постоянно плакал и водила я его
всего на 2 часа по совету садовского психолога. Сын постоянно болел. Неделю ходим
- две болеем. И так несколько месяцев. Вроде спрашивала, в саду нравилось. Но
как идти в него - истерики, не хочу, мама не уходи. Дошло до того, что он дома
не одевал садовскую одежду, истерил и
орал. Одежду я отдала и решила со следующего года попробовать снова.
Ближе к трем
годам у него начался ночной энурез и ночные кошмары, иногда он приходил к нам по ночам, говорил
что страшно. К трем годам это усилилось. В общем, в три мы в сад не пошли. Весь
год обследовались по поводу энуреза. Страшные сны участились. Сын переехал к
нам в комнату.
Сыну исполнилось
пять и весной он пошел в садик ради занятий с логопедом. Ему там очень
понравилось. Но дневной энурез иногда случался, ночной был всегда. За последние
два года ночные кошмары сыну снятся очень редко. Энурез бывает очень часто. Раз
в неделю может и не случиться. Недавно опять проходили обследование. Пропили
курс таблеток, сухих ночей стало больше, 1-2 за неделю. Иногда все ночи мокрые.
Но ребенок стал спокойнее, психозов меньше. Но сейчас нет учебы и обязательств».
В данной
семье работа с психологом будет полезной всем, так как и мама и папа сами ухудшают состояние детей
своим поведением, что явно следует из описанного мамой положения дел. Но в первую очередь необходима помощь
мальчику. А арт-терапия наряду с общим лечением для него
в такой ситуации просто незаменима.
Приведенные
рекомендации не имеют противопоказаний и могут быть использованы всеми семьями,
в которых есть дети с подобной проблемой.
1.
Рисование.
Купите
большие наборы карандашей, фломастеров, гелевых ручек - не менее 24 цветов.
Хорошую точилку и стирки, которые не мажут бумагу. Блоки для рисования А3 и А4
форматов. Рисовать без ограничений.
Акварель, гуашь,
другие жидкие краски – противопоказано на время терапии. Это все неконтролируемо
растекается и символизирует энурез - растекание человека в пространстве.
Ребенку нужны четко контролируемые им самим виды творчества. Как вариант при
желании – рисовая бумага, тушь и кисточка: занятия каллиграфией или суми-ё.
2.
Работа с
бумагой.
Ножницы,
цветная бумага – одно- и двухсторонняя, картон,
клей (лучше клей карандаш, а не льющийся клей). Тематические аппликации,
коллажи, вырезание из бумаги -вытынанки, оригами, квиллинг.
Терапевтична
работа с папье-маше - мокрое и бесформенное становится сухим и держит форму.
Соблюдать осторожность, чтобы изделия не ломались после завершения. Выбирать
соответствующие модели – лучше наносить объемные изображения из папье-маше на
твердую основу, чем создавать пустотельные хрупкие модели.
3.
Оформление
работ.
Все работы
необходимо оформлять с рамочкой. Можно использовать покупные рамки, но
терапевтично создавать «рамочку» самому ребенку - таким образом, бессознательно
ребенок будет добиваться законченности,
цельности и создавать границу, через которую ничто не может растечься.
Работы
желательно собирать в альбомы и также оформлять в единое целое.
Тематические
рамки и альбомы можно создать, используя техники популярного сегодня
направления скрапбукинга. (Все
необходимые инструменты и материалы, а также мастер-классы для начинающих можно
найти в интернет-магазинах в разделах Товары для скрапбукинга)
4.
Мандалы или
раскраски.
Распечатать или
купить раскраски с большим количеством мелких деталей. Мандалы (изображение в
круге) приоритетнее. Давать раскрашивать по одной вечером карандашами.
5.
Мелкая
моторика.
Бисероплетение,
макраме, вышивание – все, что связано с высоким контролем действий. Вариант для
мальчика - выжигание по дереву, вырезание по дереву, вырезание трафаретов.
6.
Лепка.
Наилучший
материал в случае энуреза - запекаемая полимерная глина. После запекания созданный
объект будет сохранять форму и не портиться от влаги.
Пластилин –
возможно, если после лепки фигурка укрепляется грунтовкой, раскрашивается и
покрывается лаком для сохранения.
Соленое
тесто – дешевый и приемлемый материал – при условии соблюдения правил сушки.
Кондитерские
изделия – очень хорошо, чтобы сам ребенок смешал все ингредиенты, помесил тесто
и запек в готовое изделие (под вашим
присмотром). Изделие в одном экземпляре (пирог, булка, пряник), но не много
мелких. Работа на соединение и придание формы и границы.
7.
Конструирование.
Большие рассыпные
конструкторы изъять на некоторое время.
Купить: сборные
модели автомобили, самолеты, танки из бумаги, картона, дерева, пластика со
склеиванием - те варианты, которые из деталей становятся единым нерушимым целым.
Это и папе будет интересно.
Здесь
понадобится ваша помощь на первых порах. Как раз дело для семейного вечера
вместе.
Если хочет
сборный конструктор, то лучше маленькие коробочки, в которых собирается одна
машинка или лодочка. Желательно проклеивать детали тоже и использовать в играх,
как цельный объект. Ваша задача – создавать в нем стремление к объединению, к
четким границам, без рассыпания.
8.
Вода.
Плавать по
своему желанию, не тренировки. Если сам захочет - тогда можно в этот спорт со
временем. Если не умеет плавать, боится воды - начать с детского бассейна-лягушатника
с теплой водой, с ограниченным объемом.
Ванна
вечером перед сном: ромашковые или успокоительный сбор - в аптеке купить.
Смотреть на
водную гладь – небольшое озеро, где виден берег целиком по кругу. Играть в ванне, в круглых тазиках с теплой
водой. Бросать камешки в воду и смотреть за кругами – хорошая метафора роста,
развития при сохранении четкой границы. Ванны
для ног перед сном.
Быстро
текущая вода и неограниченные объемы воды (море) нежелательно – это вызывает
позыв к мочеиспусканию и ощущения бесконтрольности.
9.
Тело.
Общий массаж
- на расслабление всего тела и стимуляцию зоны иннервации мочевого пузыря.
Специальный
массаж стопы – рефлекторные зоны мочевого пузыря, мочеточников, головного
мозга, почек, надпочечников.
Нарисовать
вместе на ватмане или куске обоев тело человека, обведя контур вашего ребенка.
Нарисовать внутреннее строение и весь процесс мочеиспускания прорисовать и
проговорить: что, в какой зоне и как происходит – начиная от глотка воды и
заканчивая горшком.
Рассматривать
медицинскую энциклопедию можно, но не так продуктивно.
Будьте
готовы к вопросам, связанным с половой системой мальчика.
Обсудите
вопросы личной гигиены и «ритуал» обмывания половых органов. Энурез может быть
связан с раздражением уретры при несоблюдении правил вечернего туалета.
10.
Энурез.
Создайте
условия, когда эта проблема не будет вызывать стыда. Купите урологические прокладки
в трусики ребенка - чтобы мог сам выкинуть и поменять, если днем такое
случилось.
Одноразовые простынки
на постельное белье - чтобы он полностью контролировал этот процесс и нес
ответственность.
Научите
стирать трусики - если замочил, то утром сам стирает и вешает сушиться.
Достаточное количество белья и штанишек - в его комнате на полке, которые он
может сам взять и поменять без вашего участия. Это его сфера контроля. Никаких
криков, ругани по этому поводу, вздохов и раздражения.
Со временем
отпадет надобность - а на время терапии нужен комфорт и спокойствие. Хотя бы
первично. Может быть мочеиспускание на фоне страха обмочиться, потому что
ругают. Сам страх мочевой пузырь опорожняет. Это замкнутый круг.
11.
Режим.
Режим дня –
ложиться спать и вставать в одно и то же время по будильнику.
Вечером
запрещено: чай, брусника, арбузы, огурцы, газированные напитки и все мочегонные
и раздражающие продукты. Питье за два часа до сна прекратить.
Пить -
кисель из некислых ягод, чистую воду, насыщенный компот из сухофруктов.
Следить,
чтобы в течении дня пил достаточно. Употребление соли, сладкого, острого
ограничить до минимума – это вызывает дополнительную жажду.
Создать на
листе бумаги режим дня, расписание уроков и повесить на видном месте.
Рядом с
режимом дня должны быть крупные часы с календарем для самоконтроля. Это все
можно приобрести готовое, но лучший эффект будет, если вы с ребенком сделаете
это вместе своими руками, изучив соответствующие мастер-классы и используя товары
для творчества.
12.
Витамины -
комплексы А, С, Е, В1 , В6
,В12 , фолиевая кислота.
13.
Наказания.
Прекратить
любые наказания вообще, если они есть - крик, угол, ремень, шлепание и тд. Заменить
на отказ от удовольствия: «Мы должны были пойти в кино с тобой, а теперь
придется отложить поход». Можно заменять на монотонное выполнение физических
действий – например, 20 приседаний. Можно показывать, что вы очень расстроены и
обсуждать, что будет, если вы тоже будете непослушными родителями.
14.
Разговор.
Разговаривать
спокойно и не угрожать ничем. Если вам плохо и невмоготу, хочется на ребенка
поорать: «Извини, маме надо побыть одной» - ушли в ванную, включили воду и кричите
сколько душе угодно или в унитаз. Речь идет о психическом здоровье еще
маленького ребенка. Кричит отец - ребенка в охапку и уходить в другую комнату,
закрывать уши наушниками. Необходимо изъять все угрожающие элементы из общения.
15.
Информация.
Отследить,
что ребенок смотрит - какие мультики и компьютерные игры. Никаких страшилок,
зомби, убийств, агрессии быть не должно. Посещать детские мероприятия, театры,
музыкальные представления.
16. Сказкотерапия.
16. Сказкотерапия.
Перед сном
читать добрые сказки – где главный герой одерживает победу над злом своим умом,
силой и смекалкой.
Читать специально
разработанные сказки (напр. Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя..»,
Разида Ткач «Сказкотерапия детских проблем»)
Сочинить
вместе с ребенком и создать книгу, где главный герой сам ребенок, который
побеждает плохого героя (придумать самому название). Использовать детские
фотографии и рисунки. Красочно оформить листы и плотную обложку книги.
17. Занятия музыкой.
17. Занятия музыкой.
Очень хорошо
действуют на нервную систему и самоконтроль – если ребенку это нравится самому
и без родительского давления происходит. Сходите в ближайшее музыкальную школу
и подберите ему инструмент по желанию – важно само занятие ритмической
деятельностью, а не музыкальное образование.
Слушать
перед сном спокойную, классическую музыку, колыбельные, звуки природы (исключив
звуки журчащей воды, капель и дождя, можно – звук морской волны, прилива).
18. Физическое развитие.
18. Физическое развитие.
Все
командные виды спорта очень хорошо. Танцы, аэробика, йога – способствует
контролю над телом. Но виды спорта, где подразумевается личное достижение и
массированные жесткие тренировки ухудшают состояние – особенно при тренере
нацеленном на «успех любой ценой».
19. Награда.
19. Награда.
Назначить
награду за «сухую ночь» в предпочтительном для ребенка виде – конфета, мелкая
игрушка, карандаш.
Создать календарик,
где отмечать победы. Назначить награду за несколько побед подряд – и чем больше
ночей продержится, тем больше уровень награды. Можно денежную награду
использовать.
Даже при
частичном использовании приведенных рекомендаций изменения наступают быстро – в
течение месяца ребенок становится спокойнее и уравновешеннее, счастливее.
Конечно, ожидать, что проблема отступит быстро, если она создавалась годами –
не приходится. Но улучшение обязательно будет и вы его заметите.
Анна
Бескаровайная, семейный психолог, арттерапевт.
0 коммент.