Рубрика: Арт-Терапия

Психология рисунка или арт-терапевты тоже шутят!

12:22:00



     Иногда арттерапевты профессионально шутят. Впрочем, как и все люди. Веселый сапожник может смастерить элегантные сапожки для мышки, а повар – сотворить чудо-автомобиль из марципанов. И, как ни странно, ежедневные шедевры мастеров забудутся, а именно эти неносибельные и малосъедобные вещи будут считаться верхом мастерства и показателем профессионализма. Хотя, возможно, так оно и есть. Клиентам всегда виднее.
     
     На курсах кройки и шитья, куда меня занесло "воплощение личных мечт", собрались дамы разных умений и чаяний. На первом перерыве мы все перезнакомились и описали наши ожидания и тревоги по поводу курсов. Пришлось сказать, что я психолог, и ожидаю только удовольствия от процесса, а тревог у меня в принципе нет, кроме как хроническая нехватка времени для всех арттерапевтических проектов, блуждающих в голове, в том числе и данные курсы, которые нужны мне не столько для умения шить, так как шью я уже давно, сколько для релакса, так как шитье является моим ресурсом, а дома много маленьких детей, с которыми шить довольно нервное занятие.  И не смотря на загрузку, время для хобби уделять очень важно, потому что  даже час такого занятия дает заряд на неделю вперед. Собственно, во всей этой тираде прозвучала моя надежда  на то, что все поймут, что здесь и сейчас я нахожусь только в роли начинающего портного. Но надежда, как известно, умирает в последнюю очередь, как раз вслед за иллюзиями.

-Анна, может вы проведете с нами какую – нибудь интересную арттерапевтическую методику? Или тест?  Это очень познавательно. А сейчас как раз перерывчик.
-Вы уверены, Ирина, что хотите протестироваться? Это достаточно тонкие вопросы.
- Хотим, конечно. Правда, девочки? Что нам нужно сделать?

     Я на несколько секунд задумалась и выдала:
- Хорошо. Нужен любой лист бумаги и что-нибудь рисующее. Нужно представить себе цветок и изобразить его на листе. Не волнуйтесь – на художественные умения мы не смотрим. Важен сам цветок.
Все весело начали выполнять задание. Я наблюдала, кто и как рисует.  

     Рядом рисовала вторая  преподаватель Мария. У нее одной были в руках цветные фломастеры. Вернее, она их взяла из общей коробки – так что в принципе фломастеры были у всех, но взяла их только она. По другую сторону от меня рисовала Ирина, затеявшая всю эту спонтанную психологическую лабораторию. Она старательно выводила свой листок на белом листе.

     Все закончили. Я взяла работы наших учителей, поставила вместе вот так, показала всем и начала свои интерпертации.
-Показываю для сравнения, чтобы было более понятно, о чем речь. Если кто – то потом захочет – я могу каждому рассказать по его рисунку. Итак. 


     Вот два рисунка. Мария использовала цветные инструменты, создала совершенно живой цветок, который живет, растет, питается от земли. Это естественный цветок – и именно такая Мария. Немного истероидная – ей нужно выделяться и быть в центре внимания, но при этом она не теряет связь с землей и не витает в облаках. Она полна ресурсов, четко знает свое место в этом мире, уверенно стоит на собственных ногах. В целом позитивный и психологически нейтральный рисунок. Помощь психотерапевта не требуется. Единственное, что я бы отметила, как такой немного стремный момент – это солнце. Оно изображено на рисунке, хотя в задании не упоминалось.




- Ну конечно, а как же без солнца, - сказала Мария, выслушивая свою характеристику, одобряюще кивая на все.
- Бесспорно без солнца  никак. Но вот смотрите на рисунок Ирины и у других девушек – солнца нет. Это вот "обязательное солнце", которого нет явно в задании, говорит о том, что у Марии есть очень сильные созависимые отношения с кем-то очень важным для нее. Я не знаю, кто это 
 - может мама, муж, подруга, сестра или брат. Но этот человек есть и воспринимается как очень похожий на себя, близкий. Посмотрите – солнце просто копия цветка. С минимальными искажениями. И цвет, и форма, и способ рисования. Они друг к другу тянутся, как будто ручками. В этом нет ничего плохого. Но если с одним что-то случится – другой будет очень сильно страдать. И разлуку таким людям очень сложно пережить.

     Мария молчит, продолжая кивать и зачарованно глядя на свой рисунок, как будто увидела его в первый раз.
Ирина стала щебетать первой:
-Ой, а вы знаете, ведь у Марии есть сестра-близняшка. Они вместе создают коллекции одежды.
-Ну вот вам цветочек и солнышко. Так, с этим цветком разобрались. Теперь к рисунку Ирины. Этот цветок, в отличие от предыдущего, не живой. Это даже не срезанный цветок. Он стилизован. Сразу у меня возникло ощущение трафарета для вышивки. Возможно это профессиональная деформация модельера.
-Ой, вы знаете, я сейчас учусь рисовать, и там мы учимся как правильно.
- Ну вот, видите. Важнее для Ирины как правильно – а не как естественно. 

     Жить по правилам, которые устанавливают другие. Быть оторванной от своих собственных ресурсов и лишиться натуральности, так как кто-то говорит, как и что делать, вопреки своих желаний. Вот смотрите – листья очень крупные, крупнее цветка. В вашей жизни рядом есть люди, по сравнению с которыми вы себя чувствуете очень маленькой, листья как две ладони, поддерживающие. Вы ведь живете до  сих пор с родителями, верно?
-Да, живу. Я вообще-то сначала хотела нарисовать другое, но подумала – ведь сказали, что нужно цветок и я только цветок и сделала. И старалась, чтобы красиво. А так бы я конечно…-щебетание продолжалось.
- Вот смотрите, девушки, что сейчас происходит. Ирина оправдывается. 

     Даже там, где ей не светит никакого наказания. И делает это постоянно в своей жизни, ведь так? Если вам хотелось что – то другое – почему вы не сделали именно это? "Вы знаете, я захотела нарисовать слона, а ваш цветок что - то мне не пошел. Вот мой слон". А здесь все сделано как сказали и как надо – в результате цветок может и красивый, но не живой, плоский.

     Ирина встряхнула четким каре, выбеленным до сияния:
- Я хотела пририсовать внизу горшок!!!
-Упс. Детский что-ли? – Я улыбнулась, поддерживая девушку, которой стало очень неуютно и беззащитно.- Ирина, я  предупреждала, что это непростая затея.  Давайте дальше. Кто-то еще хочет узнать про себя большую тайну?

Катя подняла руку:
-Давайте про меня.
-Ну что ж. Есть разные типы личности – истероиды, шизоиды, эпилептоиды, психастеники. В каждом  из нас есть черты от нескольких типов. Но обычно один тип является ключевым и позволяет в целом характеризовать человека – его привычки, склонности, реакции на стандартные ситуации. 
     Это рисунок ярковыраженного эпилептоида. Человека досконального, скурпулезного, перфекциониста. Плюсы эпилептоида – аккуратность, пунктуальность, обязательность, увлеченность, организованность. Минусы – нетерпимость к другим, критичность,  мстительность даже по пустяшному поводу, может до мельчайших подробностей разработать план мести и воплощать его. Его стихия – мелочи. Вот смотрите – в каждом лепестке прорисованы микроспопические детали – черточки, точечки. Здесь детали важнее самого цветка. Тоже самое можно сказать, просто глядя на внешний вид человека. Шесть часов вечера – а на Кате безупречный костюм, ни одной складочки. Прическа уложена волосок к волоску. 



     Посмотрите на меня и Машу – мы истероиды, с нечесаными головами. А Катя уделила волосам много времени и уложила их, и пригладила, и помазала, чтобы не распадалось. Посмотрите на ноготки и  брошку на лацканах, на порядок и аккуратность работы даже на чужом столе, а не дома.
- Да, я из дома не выйду, пока не увижу совершенство в зеркале.
- А сюда зачем пришли, Катерина? Раздражает неидеальность вашего портного? Ведь на вас костюм, сшитый на заказ – только такие сидят безупречно.
- Угадали. Хочу сама шить, как мне нравится
- Понятно. Что еще можно отметить – цветок не находится в центре и не располагается внизу, хотя есть нарисованная земля. Он как бы парит в облаках, в каких-то небесных сферах. Это может говорить об эзотерических увлечениях, мистическом восприятии всего происходящего, оторванности от бренности земного существования.
-Да, есть такое.
- Ну что ж, в целом рисунок нормален. Явной помощи психолога не требует. 

     Может быть только по поводу приземления. Так, еще жертвы для эксперимента есть?
- А скажите про меня, - тихо-тихо прошелестел голос с первого стола. По сравнению с резким четким голосом Кати, этот был еле уловим. Я даже не сразу обратила внимание на его владелицу, хотя ее листочек лежал прямо передо мной.


- Так, смотрим на рисунок. Может уже кто-то сам скажет? Нет желающих. Ну что ж. Здесь особенность – это то место, которое личность художника занимает во внутреннем пространстве. Рисунок очень маленький. Нарисован прямо под текстом. Уверена, что предполагалось продолжить текст сразу за рисунком.  Так? – Еле заметный кивок головы -Человек скромный, стеснительный, маленький, незначительный. Это роза, да?
-Да.
- Смотрите. Роза – а шипов нет. Это нереальная роза, или искусственно выведенная, тепличная.  У всех природных роз есть шипы. Это их видовая особенность. У этой нет шипов – нет ресурсов для самозащиты. Выжить в мире такому цветку очень сложно. Хрупкость и тонкость розы есть - а защищать это нечем. Очень похоже на розу под колпаком из мультфильма Красавица и Чудовище. Опять же роза отрезана от ресурсов. Ей довольно неуютно. Но плюс – цветок больше листиков, расцвел. Это недавно раскрывшийся бутон, да?
-Да, вот только – только.

Я улыбнулась про себя, но комментировать не стала.
- Здесь можно поработать с терапевтом по поводу размера и места личности. Но в данный момент  не критично. Цветок еще живой.
С заднего стола поднялась рука с листком:
- А про мой скажите. Мне точно нужна помощь психолога.

Мне передали рисунок.

- Так, что можно сказать. Здесь действительно есть излишняя напряженность и аффективная энергия. Возможно экзальтированность художника. Могут быть бурные острые переживания – например, очень яркие и сильные оргазмы, возможно истерики, неуправляемая агрессия.   

     Рисунок очень похож на взрыв сверхновой звезды. Это так же может быть следствием недавнего инсайта – что - то послужило толчком для разрушения прежних представлений. Может быть проявление психопатии. Так что в целом – да, я бы советовала пообщаться с психологом для того, чтобы понять, с чем связана эта острота в состоянии. И каким – то образом эту неестественную остроту уменьшить.
- Тут, наверное, есть зажатость, невозможность расслабиться? – Мария рядом рассматривала с любопытством колючий рисунок.
- Если бы была зажатость – то мог бы появиться, например,   стебель, скрученный в тугую спираль или крепкий бутон. Кстати, про бутоны. У всех же раскрытые цветы,- по очереди посмотрела на оставшихся, ловя их кивки.  – Бутоны никто не нарисовал – значит в аудитории девственниц нет.

     Я широко – широко улыбнулась. Аудитория засмеялась. Смех – самая лучшая защита.
Иногда арттерапевты шутят. Но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. И эта доля шутки звучит так – теста "Цветок" в современной психологии нет. Не верите? Ну что ж, возьмите лист бумаги, рисующие принадлежности. Представьте себе цветок и нарисуйте его.

Анна Бескаровайная,
арт-терапевт.

Похожие статьи

0 коммент.